Хостинг от uCoz
Main Page | The Maps of Ufa | Articles about Ufa (Russian only) | Old&Modern streets' names | Other maps
Creators | Sources | Acknowledgements | Links | Guest book
Russian version - Русская версия

Articles about Ufa


Северная слобода
И. НИГМАТУЛЛИНА
«Вечерняя Уфа», 23 августа 1989 года

Уже само название слободы говорит о ее местоположении. Находилась она за садом Народной трезвости (ныне парк им. Якутова) и занимала территорию до железнодорожного вокзала и пароходных пристаней на Белой, – смыкаясь на востоке с Сафроновской слободой. Улица Лазаретная (так называлась улица Ленина за торговой площадью) в XIX веке являлась границей Северной слободы.

В 1883 году эта улица кончалась Степной площадью с северной стороны, как видно из «Справочной книжки Уфимской губернии» за 1883 год под редакцией Николая Александровича Гурвича. В 1897 году ее застроили в северной части вплоть до шоссейной дороги, которая сворачивала к пароходным пристаням. С горы открывался живописный вид на Белую и забельские дали. На западе располагалась улица Бекетовская (сейчас Социалистическая), названная в честь помещицы Бекетовой, которая на свои средства выстроила ее заново после очередного пожара в городе. Теперь улица Социалистическая упирается в Революционную у дворца пионеров. Тогда же она прерывалась у церкви Иоанна Предтечи, а за Солдатским озером (в парке им. Якутова) возобновлялась. Ниже шла улица Александровская (К. Маркса). В те времена Александровская прерывалась: спуск к вокзалу назывался Казачьей дорогой. Там теперь бульвар Ибрагимова и бегут трамваи, был лес, шумели липы, клены, тополя – от центра города Северную слободу отделяло значительное незаселенное пространство. Жили в слободе рабочие железнодорожники, речники, зажиточные купцы.

На снимке видна церковь Святого Симеона, недалеко от нее, на Самарской улице (ныне ул. Белякова), находилась в XIX веке лечебница для алкоголиков, про которую в статье «Народное пьянство и значение духовенства» (в журнале «Сеятель» за 1916 год) сказано: «Уфимская губерния находится в этом отношении в исключительно благоприятных условиях, имея в Уфе... около церкви Св. Симеона редкую во всей России по своей постановке лечебницу для алкоголиков. Во главе последней стоит энергичный, известный и убежденный поборник трезвости доктор Иван Иванович Рождественский.

Близость реки для слободы играла существенную роль, тем более что с 1858 года по Белой началось пароходное движение. За год до этого фарватер реки обследовала специальная комиссия офицеров Казанского корпуса путей сообщения. Был сделан вывод о пригодности устья Белой для пароходного движения до Стерлитамака.

И вот, «утром 11 августа 1858 года на виду города - два парохода «Грозный» и «Быстрый», сделали пробный первый рейс. «Грозный» привел с собой 7 подчалков и на одном из них взял хлеб. 7 сентября этого же года в 8 часов утра пришел легкий пароход «Русалка» общества «Самолет», на котором прибыли контр-адмирал С.И. Мофетт и состоявший при нем для статистический исследований г. Котомкин... Русло реки оказалось совершенно удовлетворительным для движения больших судов. Первый пассажирский пароход, пришедший в Уфу, назывался «Ольга».

Мелководье, незнание фарватера, отсутствие благоустроенных пристаней поначалу отпугивали пассажиров. Но уже в 60-х годах XIX века по Белой плавали пароходы «Уфа» и «Лебедь» общества «Дружина». Затем добавились пароходы Камско-Волжской компании и пароходы Стерлитамакского помещика Левашова. В 70-х годах курсировали буксирное судно уфимского купца Сафронова «Надежда» и небольшой пароход помещика Базилевского.

С 1870 года устанавливается регулярное пассажирское сообщение: между Уфой, Нижним Новгородом (Горький) и Казанью. Вели его «Бельское пароходство» (совладельцы купцы Попов, Полетаев, Исаев), общество братьев Якимовых и контора судовладельца Булычева.

Количество пароходов на Белой росло. К 1899 году их было уже 42. К 90-м годам XIX века Уфа стала центром Бельского речного пути и крупной' пристанью. Жители Северной слободы все чаще слышали гудки пароходов, «все чаще видели баржи, буксиры и пассажирские суда. Многие из них работали на пристани и водном транспорте - в 1897 году в Уфе этим делом занимались 7l человек, извозным же промыслом - 594 человека.