Хостинг от uCoz
Главная | Карты Уфы | Краеведческие статьи | Старинные и современные названия улиц | Другие карты
Создатели | Источники | Благодарности | Ссылки | Гостевая книга
English version - Английская версия

Краеведческие статьи


Затон
На то он и Затон

С. НАВАЛИХИНА
«Истоки» №2, январь 1999 года

В 1854 году после снегообильной зимы и в результате «дружной» весны река Белая, неудержимо разлившись в весеннем половодье, пробила себе: новое русло, подступив ближе к городу. На месте старого русла – старицы - образовался залив, который назвали Старицким затоном.

Сюда с осени 1861 года и стали заходить на зимовку (зимний судоремонт) пароходы и баржи. Ежегодно в Старицком затоне зимовали до 30 судов и 50 барж и баркасов. На берегу Старицкого затона стали строить землянки, бараки, маленькие неказистые домики, времянки, сараи. Это было началом рождения поселка судовых рабочих по названию Затон (сейчас это микрорайон, входящий в Ленинский район г. Уфы). Сезонный характер работы, частая смена судовладельцев, вызванная конкуренцией, никак не способствовали стабилизации нормального быта речников.

После окончания навигации судовладельцы (к слову сказать, ни один из них не жил в нашем захолустье, предпочитая находиться в больших городах, а в Уфе жили только их управляющие) рассчитывали большую часть судовой команды до будущей весны. Оставшиеся на зимний судоремонт речники заселяли немудреное жилье, чувствовали себя счастливыми оттого, что миновала их временная безработица, что будут они иметь, пусть небольшой, но заработок в зимнее время года, что все-таки и крыша над головой есть. Это намного лучше, чем получить расчет до весны.

Речники-ветераны оставили воспоминания о своем житье-бытье в ту пору. Из этих воспоминаний мы можем представить себе следующую картину.

В небольших землянках, вырытых на берегу Старицы, селились по 2-3 семьи. Воздух в них был сырым и холодным. В бараках, построенных из досок на время (а стояли десятилетия), было еще холоднее. В холостяцкий барак, внутри которого стояли двухъярусные нары, и большая русская печь, которая, как ни топи, не прогревала помещение, проработавшие на морозе 11 часов парни не спешили. Они предпочитали ночевать в кузнице. Побросав на пол фуфайки, спали вповалку до утра. Но такой «роскоши» для всех не хватало. Остальные вынуждены были ночевать в холодном бараке.

Иные речники жили в двухэтажных зимовках, про которые говорили: «На колени припадешь – второй этаж достанешь». Но и этого жилья не хватало. Поэтому многие речники вынуждены были снимать «углы» в ближайшем Кержацком поселке. Кержаки - это высланные или беглые староверы. На территории этого поселка сейчас находится основная общеобразовательная школа № 4. Она берет начало со школы на 20 мест, открытой в конце октября 1907 года на территории Старицкого затона для детей речников. В 1997 году этой школе исполнилось 90 лет. Нынешнее школьное здание - четвертое по счету. В него ученики и учителя заселились в 1965 году (здание 1936 года постройки). В годы Великой Отечественной войны здесь размещался эвакогоспиталь.

Но и в Кержацком поселке всем нуждающимся в жилье мест не хватало, поэтому многие речники были вынуждены жить за 5-1О км от Затона в деревне Миловке, Михайловке, Падеевке, Суровке. Чтобы не опоздать на работу, просыпались в 5 часов утра и в любую погоду: дождь, гололед, мороз, метель - шли пешком на работу в Затон. Проработав 11 часов на судоремонте, уставшие возвращались домой. И так изо дня в день до начала новой навигации.

Акватория и берег Старицкого затона в районе «старого двора» были разделены на участки, где каждый хозяин располагал свои суда, дома, сараи для ремонта и землянки. Высокие заборы огораживали участки пароходчиков - Зырянова, Мешкова, Сорокина, Якимова, Стахеева и других мелких владельцев. У каждого пароходчика была своя небольшая мастерская. Ветеран Бельского бассейна Ф. Палеев так описывал мастерскую судовладельца Сорокина. Механизацией служило огромное, метров в шесть в диаметре маховое деревянное колесо. К нему был прикреплен шкив, от шкива приводной ремень шел на трансмиссию. А главной движущей силой были два кочегара с одной стороны и два масленщика с другой. Они вращали колесо за ручки в течение часа. Затем их заменяли другие.

Керосиновые лампы, свечи, коптилки - таким было освещение. И только в мастерских судовладельцев Мешкова и Якимова были установлены небольшие двигатели внутреннего сгорания в 10 л.с., которые питали станки и освещали помещения электрическими лампами.

Кузнечные работы производились вручную. К каждому кузнецу были прикреплены по два молотобойца. Труд был тяжелым, и рабочий день длился 11 часов. Имелась в Старицком затоне и плотницкая мастерская, где работали, сушили лес и спали рабочие.

С тех далеких пор прошло 100 лет. Все изменилось в жизни речников. И даже нынешние трудности не идут ни в какое сравнение с трудностями тех лет. В Затоне с 1970 года действует Уфимское командное речное училище, готовящее капитанов, механиков, электромехаников для речных судов, судов типа река - море. Готовило кадры для речного флота и ПТУ-8 (закрыто в 1996 г.). Курсанты находятся на полном государственном обеспечении. Сейчас, чтобы стать классным специалистом-речником, нужно большое желание, помноженное на добросовестный учебный труд.

Не всегда было так. Вот что рассказал ветеран Бельского речного пароходства Михаил Сергеевич Степанов: «Подавляющее большинство капитанов и механиков на р. Белой были практики, пришедшие работать на речной флот в молодом возрасте. Многие из молодых парней мечтали стать хорошими специалистами, но получить соответствующую подготовку не могли. Обычно для зимнего судоремонта механик в период навигации присматривался к кочегарам, чтобы выбрать самого смышленого, к тому же добросовестного и трудолюбивого. А если к тому же юноша был исполнительным, выполнял все поручения своего непосредственного начальника, а именно: наносить жене воды после работы, наколоть дрова, начистить двухведерный самовар, то такой юноша мог рассчитывать в будущем стать механиком. Учеба проходила тайно от других работников машинного отделения. Золотники в колесах парохода заменялись «под рогожкой» при керосиновой лампе. Так боролись с конкурентами. Секреты мастерства держались в тайне и раскрывались только при наличии личной симпатии со стороны капитана или механиков к подчиненному.

Никаких культурных учреждений в поселке Затон не было. Очагами культуры и просвещения были лишь маленькая цepквyшкa и школа. Но они не могли покончить с грубостью, сквернословием, с дикими «стенками», во время которых ходили друг на друга затонская молодежь и парни из Кержацкого поселка, с пьянством.

Ни столовых, ни чайных, ни магазинов в Затоне не было. Продовольственные же лавки принадлежали судовладельцам, которые, пользуясь удаленностью от города, взвинчивали цены или продавали низкосортный товар.

Тяжелые бытовые условия затонских речников, постоянные унижения и неуверенность в завтрашнем дне сделали их готовыми к восприятию революционныx большевистских лозунгов, направленных против самодержавия, частной собственности и эксплуатации.

Бельские речники активно поддерживали революцию 1917 года. Они были первыми в национализации речного флота в России.